Основные проблемы:
- доступность качественного образования
- качество образования
- эффективность использования ресурсов
Образование – совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация, иногда даже употребляется сокращение ЗУН).
Образование – обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т. е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков.
Экономика – совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе.
Экономика – народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства.
Экономика – отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.
Экономика – наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.
Экономика образования – наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования и в частях сферы образования: в отрасли образование, в частности отрасли или сферы. Например, только в образовательных учреждениях общего образования.
Экономическая теория – наука о системах экономических отношений в обществе, отвечающих на вопросы:
- что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения
- как функционирует экономическая система, как взаимодействуют ее элементы в процессе функционирования и какое влияние оказывает на состояние системы принятие экономических решений
- как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой.
Задача: выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств.
Предмет: специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделенных на эти цели.
Задачи экономики социальной сферы:
- дать целостное представление о теоретических принципах организации, финансирования, хозяйствования в отраслях социальной сферы в условиях рыночной экономики
- охарактеризовать специфику организации и экономического устройства в России и перспективы их реформирования в переходный период.
Признаки отрасли социальной сферы:
- представляют блага в основном в форме услуг, предметом которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности
- потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты, т. е. потребление услуг вызывает последствия не только для потребителя, но и для людей, не пользующимися этими услугами
- деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок
Образовательная услуга.
Образовательные услуги — система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.
Характерные черты:
- нематериальность
- неотделимость от субъекта, оказываемого услугу
- возможность потребления услуги только в процессе ее оказания
- неэффективность услуги и результат ее потребления
Капитал – система, возникающая при соединении и взаимодействии трех элементов: средств труда, предметов труда и рабочей силы (самого труда)
Особенности образовательной услуги как товара:
- покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов
- для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке
- не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разгоняющего малые предприятия и ведущего к монополии
- распределение доходов должно быть более или менее равномерным, поскольку от этого зависит суверенитет потребителя и устойчивость рыночной экономики.
Кто и сколько должен платить за образование:
- если образование является общественным благом, то и платить за него должно общество, т. е. государство из своего бюджета
- если образование является благом частным, то платить за него в полном объеме должны те люди, которые это образование получают
- а если образование является частным и общественным благом одновременно (смешанным), то платить за него должны как частные лица, так и общество в некоторой пропорции, которую нужно каким-то образом определить.
К общественному благу относят товары и услуги, которые характеризуются следующими чертами:
- предельные издержки предоставления индивидуальному потребителю равны нулю
- потребление характеризуется значительными внешними эффектами, т. е. последствия потребления проявляются не сразу, вне сферы потребления данного товара (услуги), масштабы последствий могут существенно превышать потребление
- предотвращение доступа к общественному благу дополнительных потребителей либо технически невозможно, либо требует запретительно высоких издержек
При осуществлении купли-продажи образовательной услуги:
- отсутствует общепринятая и общепонятная терминология, позволяющая продавцу и одинаково понимать характеристики услуги и оценивать ее пользу
- результат потребления услуги проявляется далеко не сразу и, возможно, не в ожидаемой степени.
- отношения касаются не материального объекта, а невещественного взаимодействия
- имеет место нормальное искажение информации