Умение читать не равносильно грамоте.

«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно грамоте.»  (Д.И. Писарев)

Когда говорят об умении читать, постоянно употребляют термины «культура чтения», «культура умственного труда». Это обозначает совокупность достижений человеческого общества в той или иной области, уровень, степень развития чего-либо.

«Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.»   (В. Сухомлинский)

Каким же образом удаётся овладевать культурой чтения? Прежде всего трудом, через труд. А это ещё и обмен опытом, изучение приёмов работы.

«Не стоит думать, что учиться можно, только держа перед глазами книгу или конспект. Психологами доказано, что необходимым элементом прочного освоения материала является его воспроизведение в памяти. А для этого вовсе не необходимы кабинет или библиотека. Нужны лишь некоторый (для каждого свой уровень тишины и два «инструмента»: один из них — наш мозг, второй — интерес к изучаемому предмету…

Можно тратить на чтение не более часа в день, но всё время находиться под впечатлением прочитанного. Такое восприятие гораздо больше соответствует назначению искусства, чем то, при котором содержание книги забывается сразу же после того, как она закрыта«. (М. А. Клупт «Время в жизни человека.)

Вырабатываются ли в результате долгого чтения определённые навыки? Что даёт тренировка, что привносит она в наше умение ориентироваться в текстах?

Возникает «вкус к чтению, желание покопаться в книгах, умение посидеть над книгой, поразмыслить». (В. Сухомлинский) Но умение возникает не быстро. Чтобы ускорить этот процесс легче всего просто узнать об используемых другими читателями приёмах работы.

«Как жгуче интересно становится любое знание, годное для игры, могущее обогатить, скрепить твоё творение ! Перед ненужным ум замыкается. Но нужным, конечно, становится всё большее, чем старше становишься сам, чем шире разветвляешься; и если так продолжится ещё, то скоро и вовсе не будет ненужного«. Эти слова вложил Томас Манн в уста Гёте в романе «Лотта в Веймаре».

Да, после приобретения некоторого читательского опыта «перед ненужным ум замыкается«. Другими словами, при чтении наш мозг постепенно обучается так чутко, избирательно относиться к материалу, что даже в состоянии утомления не пропускает нужной информации  в то же время легко расстаётся с ненужной, попросту не усваивает её.

Известно: чем шире диапазон знаний, тем глубже ум проникает в существо вопроса. Отсюда вывод: чем глубже читатель хочет проникнуть в суть серьёзной книги, тем больше дополнительной литературы и других, подчас самых неожиданных источников ему может потребоваться.

Надо сказать, что какую бы книгу вы ни взяли (а постичь глубины художественной литературы отнюдь не легче, чем научной), всегда вашу работу могут существенно облегчить технические приёмы организации чтения.

Но книги — не единственный источник информации. Их дополняют периодические издания, в частности, газеты и журналы, а также интернет-издания. Было бы неправильным думать, что изучив приёмы работы с книгами, вы легко справитесь и с периодикой. Нет, у газет и журналов своя специфика и имеются некоторые особенности работы с ними. Только овладев всей совокупностью приёмов и правил работы с книгами, журналами и газетами, а также интернет-изданиями, вы сможете сказать: «Я умею читать!»

Не стоит тратить годы жизни на самостоятельный поиск и постепенное овладение приёмами рационального чтения. Их можно взять из книг, в которыз они описываются, и быстро освоить.

(По книге Г. Гецова «Как читать книги, журналы, газеты»)