Основные направления органа управления:
- Осуществление управления системой образования как объектом
- Участие в движении системы образования как объектом
Функции:
- Поддержка процессов саморазвития в системе
- Контроль качества образования
- Стремление к минимизации вмешательства в деятельность учебных заведений
Система планирования, программирования и бюджетирования требует определения:
- долгосрочных целей деятельности организации
- различных способов достижения этих целей, т. е. возможностей их многовариантного достижения
- критериев выбора способов достижения поставленных целей адекватному объекту управления
- системы оценки затрет на реорганизацию способа достижения поставленной цели и полученных результатов
- программы реализации выборного способа достижения целей
Дальнейшего развития подход не получил по нескольким причинам:
- определение долгосрочных целей было и остается сложной и во многом нерешенной проблемой
- разработка вариантов достижения долгосрочной цели, включая оценку затрет на их реализацию, является не только сложной, но и трудоемкой задачей
- определение критерия или набора критериев для выбора варианта решения практически всегда оставляет открытым вопрос о правильности такого выбора
- важнейшим фактором выбора оптимального варианта решения становились ресурсные ограничения
Управление по целям.
Применение подхода требует определения:
- долгосрочной цели деятельности объекта, управления, сроков ее достижения, поборов измеримых показателей для оценки степени ее достижения – всех тех параметров, которые должны быть количественно и качественно определены для цели
- круга задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, сроков их решения, показателей оценки полученных результатов
- конкретных задачах для всех участников управления образовательным процессом, сроком их решения, показателей оценки полученных результатов
Бюджетирование на нулевой основе
Данный подход можно рассматривать как обоснование:
- необходимости осуществления каждого отдельного вида деятельности внутри объекта управления, поскольку каждый из этих видов деятельности предполагает расходы на свое осуществление
- величины расходов на осуществление определенного вида деятельности, необходимость которого обоснована
Стратегическое планирование:
- социально-экономическое развитие страны и регионов, направляемых в систему образования и в отдельные образовательные учреждения
- численность детей и молодежи обучающихся в системе образования
- распределение детей и молодежи по территории страны
Бенчмаркинг – изучение чужой практики с целью сопоставить с нею свою.
Недостатками подомного подхода можно считать:
- затруднительность прямого перенесения чужого опыта в свои условия
- необходимость анализа и переработки этого опыта для иных условий, требующая времени и затрат
- возможно отсутствие нужного опыта в других организациях, затруднительность, а то и просто невозможность его оценки на предмет сопоставления со своим, который также сложно или невозможно оценить
Товаризация образования – процесс производства и одновременного потребления платных образовательных услуг
- экономическое положение определяется прибылью
- эффективность деятельности определяется отношением прибыли к затратам
- эффективность деятельности структурных подразделений и реализации отдельных процессов определяется их вкладом и формированием прибыли
Всеобщее управление качеством
Total Quality Management
Ренжиниринга бизнес процессов
- оценка состояния образовательного процесса
- сопоставлением оценок состояния образовательного процесса
- критерии выбора лучшего состояния
Основные направления государственной политики:
- дальнейшая централизация финансирования, причем не только бюджетного
- последовательного сокращения пределов самостоятельности образовательных учреждений в имущественных отношениях
- ликвидации налоговых льгот для образовательных учреждений