Совершенствование управления образованием.

Основные направления органа управления:

  • Осуществление управления системой образования как объектом
  • Участие в движении системы образования как объектом

Функции:

  • Поддержка процессов саморазвития в системе
  • Контроль качества образования
  • Стремление к минимизации вмешательства в деятельность учебных заведений

 

Система планирования, программирования и бюджетирования требует определения:

  • долгосрочных целей деятельности организации
  • различных способов достижения этих целей, т. е. возможностей их многовариантного достижения
  • критериев выбора способов достижения поставленных целей адекватному объекту управления
  • системы оценки затрет на реорганизацию способа достижения поставленной цели и полученных результатов
  • программы реализации выборного способа достижения целей

Дальнейшего развития подход не получил по нескольким причинам:

  • определение долгосрочных целей было и остается сложной и во многом нерешенной проблемой
  • разработка вариантов достижения долгосрочной цели, включая оценку затрет на их реализацию, является не только сложной, но и трудоемкой задачей
  • определение критерия или набора критериев для выбора варианта решения практически всегда оставляет открытым вопрос о правильности такого выбора
  • важнейшим фактором выбора оптимального варианта решения становились ресурсные ограничения

 

Управление по целям.

Применение подхода требует определения:

  • долгосрочной цели деятельности объекта, управления, сроков ее достижения, поборов измеримых показателей для оценки степени ее достижения – всех тех параметров, которые должны быть количественно и качественно определены для цели
  • круга задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, сроков их решения, показателей оценки полученных результатов
  • конкретных задачах для всех участников управления образовательным процессом, сроком их решения, показателей оценки полученных результатов

 

Бюджетирование на нулевой основе

Данный подход можно рассматривать как обоснование:

  • необходимости осуществления каждого отдельного вида деятельности внутри объекта управления, поскольку каждый из этих видов деятельности предполагает расходы на свое осуществление
  • величины расходов на осуществление определенного вида деятельности, необходимость которого обоснована

 

Стратегическое планирование:

  • социально-экономическое развитие страны и регионов, направляемых в систему образования и в отдельные образовательные учреждения
  • численность детей и молодежи обучающихся в системе образования
  • распределение детей и молодежи по территории страны

 

Бенчмаркинг – изучение чужой практики с целью сопоставить с нею свою.

Недостатками подомного подхода можно считать:

  • затруднительность прямого перенесения чужого опыта в свои условия
  • необходимость анализа и переработки этого опыта для иных условий, требующая времени и затрат
  • возможно отсутствие нужного опыта в других организациях, затруднительность, а то и просто невозможность его оценки на предмет сопоставления со своим, который также сложно или невозможно оценить

 

Товаризация образования – процесс производства и одновременного потребления платных образовательных услуг

  • экономическое положение определяется прибылью
  • эффективность деятельности определяется отношением прибыли к затратам
  • эффективность деятельности структурных подразделений и реализации отдельных процессов определяется их вкладом и формированием прибыли

 

Всеобщее управление качеством

Total Quality Management

Ренжиниринга бизнес процессов

  • оценка состояния образовательного процесса
  • сопоставлением оценок состояния образовательного процесса
  • критерии выбора лучшего состояния

 

Основные направления государственной политики:

  • дальнейшая централизация финансирования, причем не только бюджетного
  • последовательного сокращения пределов самостоятельности образовательных учреждений в имущественных отношениях
  • ликвидации налоговых льгот для образовательных учреждений