Важнейшие социальные проблемы:
- социальной мобильности общества – получение социального статуса через получение образования и успешности личности через карьеру
- занятости и сроков поиска работы на рынке труда
- получаемых доходов
Законодательные основы образования:
- конституция РФ
- закон РФ «Об образовании»
- Гражданский кодекс РФ
- другие законодательные и нормативные акты
Закон об образовании
- в практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других
- был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения, осуществляющая образовательный процесс
- установлены пределы компетенции по уровням управления образования
- определены экономические отношения в сфере образования
Условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно.
Конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.
Определение системы образования, образовательного процесса, образовательной организации.
Система образования в РФ — это совокупность
- взаимодействующих преемственных образовательных программ и ГОСтов различного уровня или направленности
- сети реализующих их образовательных учреждений
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений, и организаций.
Учредители образовательного учреждения:
- органы государственной власти и местного самоуправления
- отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы)
- отечественные и иностранные частные и общественные фонды
- общественные и религиозные организации РФ
Типы образовательных учреждений:
- дошкольные
- общеобразовательные
- учреждения НПО, СПО, ВПО и послевузовские ПО
- учреждения дополнительного образования взрослых
- специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии
- учреждения дополнительного образования
- учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- учреждения дополнительного образования детей
Некоммерческие организации.
Основные черты:
- некоммерческий статус
- полное или частичное, вплоть до самофинансирования собственникам
- наличие в оперативном управлении имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса и иной деятельности приносящей доходы
- право заниматься деятельностью, приносящей доходы
Признаки:
- отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности
- не распределение полученной прибыли между участниками
- осуществление предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующие этим целям
Учредителями некоммерческих организаций могут выступать физические и юридические лица.
Имущество некоммерческих организаций формируется из имущественных и членских взносов учредителей.
Некоммерческие организации несут полную ответственность по своим обязательствам.
Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствовать целям, для которых они созданы.
Автономия образовательных учреждений
Учебное заведение самостоятельно…
- формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов)
- формирует кадровый состав работников
- реализует различные виды уставной деятельности
- распоряжается доходами, полученными от общества самостоятельной деятельности
- организует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем
- учреждает организации различных типов
- привлекателен для обеспечения своей деятельности, различные финансовые источники, за исключением переданных ресурсов
- реализует производимую продукцию, результаты работы, оказывает услуги