Использование дистанционных образовательных технологий. Собственный опыт.

В настоящее время все большей популярностью начинают пользоваться дистанционные образовательные технологии. А что же они из себя представляют?

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Оно чаще всего строится по индивидуальному графику.

Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями интернета, можно условно разделить на три группы:

  1. поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;
  2. общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, online-форумы, видеоконференции, Skype и т. д.;
  3. публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

Поиск информации:

поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

  • написание рефератов,
  • составление аннотированных ссылок,
  • рецензия на сайт по теме,
  • работа с веб-квестами,
  • поиски «сокровища»,
  • сбор мультимедийного материала к теме,
  • иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;

Общение:

  • виртуальные встречи,
  • переписка,
  • обсуждение,
  • ролевые игры.

Публикация в сети:

  • создание тематических веб-страниц, создание веб-квестов,
  • публикация выпускных работ, статей, создание тематических банков данных,
  • создание фотосериалов и других мультимедийных ресурсов.

С учетом технологических возможностей дистанционного обучения на базе интернета я использую следующие формы обучения:

— лекции: телевизионные лекции, лекции через видеоконференцию, электронные конференции.

— консультации, индивидуальные и групповые (не более 5–7 человек одновременно). Провожу в реальном (чат, телефон, Skype) и отложенном (электронная почта, форум) времени.

— семинары (групповое обсуждение слушателями темы учебной программы под руководством преподавателя). Реализовываю с помощью: видеоконференции, чата, форума.

—        Проекты (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные, техническая база: все сервисы интернета).

—        Индивидуальные задания (эссе, рефераты, задачи и др.).

—        Контроль (онлайн-тестирование, экзамены, зачет; требуется специализированное программное обеспечение).

— Игры. По характеру игровой методики выделяют:

  • Имитационные игры. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
  • Операционные игры. Помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой).
  • Исполнение ролей. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модель — пьеса со сценарием, между участниками распределяются роли.
  • «Деловой театр». Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

— Ситуационный анализ (кейс-стади). Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной ситуации и оценке эффективности принятых решений.

— чат-занятия – учебные занятия, с использованием чаттехнологий, которые проводятся синхронно, все участники имеют одновременный доступ к чату.

— веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью телекоммуникаций и других возможностей всемирной паутины.

Работая по дистанционной форме обучения, я учитываю индивидуальные особенности учащихся, публиковала учебные материалы в электронном виде на образовательной платформе.

Дистанционное обучение проводится в форме вебинаров, занятий по Skype, выполнения тестовых заданий и заданий с развернутым ответом на учебной платформе.

В работе с учащимися я использую новые формы представления информации, которые обеспечили максимальную степень ее восприятия, а именно: иллюстрации, аудиоматериалы, видео лекции, дополнительные учебные пособия, возможность общения с преподавателем в вебинарной комнате и по Skype.

В дистанционной форме обучения я осуществляю непрерывный контроль процесса обучения и уровня подготовки проведя тестирования; задавая открытые вопросы, ответить на которые ученик должен ответить максимально подробно для самоконтроля; провожу практические занятия, совместно с учениками пишу доклады и сочинения; провожу устные и письменные опросы. Предоставляю учебный материал обучающимся.

Дистанционное обучение доступно в любом месте и в любое время. Оно может применяться в качестве вспомогательных или основных вариантов реализации адаптированных программ при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся сами выбирают интенсивность своего обучения и у них есть возможность постоянно быть на связи с преподавателем, и индивидуальное консультирование.

В дистанционном обучении я применяла следующие технологии:

— кейс-технологии – основаны на решении конкретных проблем, задач, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога;

— сетевые технологии (интернет-технологии) – на обучающей платформе предоставляется безопасный поиск, размещение информации, фото, презентаций, возможность реализовать свои проекты, используются почтовые, гипертекстовые, телекоммуникационные передачи файлов; программы обмена быстрыми сообщениями, организация общения учащихся; использование компьютерных электронных образовательных программ и учебников, доступных обучаемым на учебной платформе.

— телекоммуникация (информационно-спутниковая технология) – основана на передачи данных и телевещания, глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа к информационным ресурсам. Она содержит: электронную почту, доску объявлений, визуальные конференции, видео и аудио трансляции, виртуальные семинары и обсуждения.

А сейчас я расскажу о том, как дистанционное обучение в качестве преподавателя стало частью моей жизни. Идея проводить дистанционные занятия пришла 24 апреля 2015 года. Поначалу это были просто фото мастер классы по рукоделию, затем текстовые лекции и задания.

10 августа 2016 года я создала обучающий канал и провела в прямом эфире первое вводное занятие по художественной вышивке.  После вышло еще несколько уроков. Форма проведения трансляций удобна тем, что можно охватить большую аудиторию. Единственным недостатком здесь является, то что не можешь во время проведения онлайн трансляции видеть, как работает ученик. Особенно это неудобно для занятий творчеством.

В марте 2017 года я начала проводить занятий по Skype по рукоделию и конструированию одежды. На то время у меня было две ученицы – девочка инвалид из Ивановской области, и многодетная мама из Санкт-Петербурга. По Skype заниматься очень удобно, так как проводя урок, показываешь ученику что нужно делать, он это повторяет, а учитель наблюдает за выполнением задания, и где нужно поправляет. Такая форма обучения более эффективна, чем онлайн трансляции, недостаток в этом случае – маленький охват целевой аудитории. Педагогу приходится одну и ту же тему объяснять по несколько раз, для каждого ученика отдельно.

После встречи Нового года 2018 до лета я вынуждена была оставить проведение дистанционных занятий, по причине своего отъезда. После возвращения я возобновила работу дистанционных занятий. На учебную платформу добавляла видео уроки, учебные тесты, работы учеников, статьи, лекции, схемы и таблицы с терминами и датами, мастер классы и другие полезные учебные материалы.

В настоящее время провожу дистанционные занятия по рукоделию, чтению дополнительной исторической литературы, истории, обществознанию, мировая художественная культура, уроки творчества для детей, исторический кружок «Юный исследователь», коллективный просмотр исторических фильмов.

Дистанционная форма обучения удобна для живущих в отдаленной местности, инвалидов, находящихся в декрете, при тяжелой болезни и во многих других случаях.

Некоторые в наше время задаются вопросом: «А сможет ли дистанционное обучение заменить реальное». На этот вопрос я бы ответила так: «Хотя дистанционное обучение может охватить большую аудиторию, реальное обучение оно не сможет полностью заменить. Ведь присутствие учеников на уроке рядом с преподавателем, более живое. Есть возможность поймать их взгляд, во время объяснения темы урока. А когда проходишь мимо учеников по коридору, они просят помочь им с домашним заданием, делятся своими успехами, неудачами и переживаниями. Я думаю, что дистанционное обучение может существовать в дополнение к живому, но никогда полностью не заменит его».

 

Мухина Инна Игоревна
учитель истории и обществознания