Система образования представляет собой совокупность:
- преемственных образовательных программ и ГОСТов различного уровня или направленности
- сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно правовых форм, типов и видов
- органов управления образованием и подведомственным им учреждений и организаций
Управление – совокупность мероприятий некоей организации, связанных с осуществлением к. л. деятельности.
Черты:
- управление в образовании осуществляется отдельно от образовательного процесса
- сохранение и поддержание образовательного процесса посредством его планирования
- обеспечивающая достижение целей
Виды управления:
- Управление по конечной цели до некоторого периода времени
- Управление по траектории движения объекта управления
- По ценностям (без нарушения ценностных установок)
Основные задачи:
- Оценка состояния
- Планирование
- Организация
- Мотивация
- Контроль результатов
Цель: мониторинг состояния объекта
Объект управления: управленческое воздействие
Субъект управления:
- Оценка состояния объекта управления относительно цели
- Определение путей изменения состояния объекта управления
- Создание условий в объекте управления для изменения его состояния
Цель должна быть:
- Конкретна
- Измерима
- Приемлема
- Реалистична
- С определенными сроками достижения
Обобщенная структура управления образованием:
- Федеральные органы управления образованием: пред ведомственные образовательные учреждения
- Региональные органы управления образованием: подведомственные образовательные учреждения
- Муниципальные органы управления образованием: подведомственные образовательные учреждения
Структура управления образованием
· Федеральное агентство по образованию
· Образовательные учреждения федерального ведения · Негосударственные образовательные учреждения · Образовательные учреждения |
· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
· Региональные органы управления образованием · Муниципальные органы управления образованием · Образовательные учреждения муниципального ведения |
Функции:
- Формирование и осуществление государственной политики в сфере образования
- Определение общих условий функционирования системы образования и образовательных учреждений, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции
- Установление льгот, экономических нормативов, различных норм и правил – налоговых льгот, нормативов и порядка финансирования, ставок оплаты труда, социальных льгот, учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм и правил
- Создание учебных заведений федерального ведения и непосредственное руководство ими
- Контроль за исполнением законодательства РФ в области образования и федеральных коллективов ГОСТов
- Лицензирование образовательных учреждений.
Полномочия муниципальных органов власти.
- Предоставление общедоступного образования
- Предоставление дополнительного образования детям
- Создание, реорганизация и ликвидация образовательного учреждения
- Обустройство территорий
- Учет детей
- Опека и попечительство
Структура устава:
- Наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения
- Учредитель
- Организационно-правовая форма образовательного учреждения
- Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ
- Основные характеристики организации образовательного права, в том числе:
— язык, на котором ведется обучение и воспитание
— продолжительность обучения
— порядок и основания отчисления
— система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения
— режим занятий
— наличие платных образовательных учреждений и порядок их предоставления
— порядок оформления отношений образовательного учреждения, родителей и воспитанников - Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений
- Порядок управления образовательным учреждением
- Права и обязанности участников образовательного процесса
- Перечень видов начальных актов (приказы, распоряжения) регламентирующие деятельность