Экономика образования.

Общая характеристика системы образования в России.

Важнейшие социальные проблемы:

  • социальной мобильности общества – получение социального статуса через получение образования и успешности личности через карьеру
  • занятости и сроков поиска работы на рынке труда
  • получаемых доходов

Законодательные основы образования:

  • конституция РФ
  • закон РФ «Об образовании»
  • Гражданский кодекс РФ
  • другие законодательные и нормативные акты

 

Закон об образовании

  • в практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других
  • был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения, осуществляющая образовательный процесс
  • установлены пределы компетенции по уровням управления образования
  • определены экономические отношения в сфере образования

Условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно.

Конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.

 

Определение системы образования, образовательного процесса, образовательной организации.

Система образования в РФ — это совокупность

  • взаимодействующих преемственных образовательных программ и ГОСтов различного уровня или направленности
  • сети реализующих их образовательных учреждений
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений, и организаций.

 

Учредители образовательного учреждения:

  • органы государственной власти и местного самоуправления
  • отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы)
  • отечественные и иностранные частные и общественные фонды
  • общественные и религиозные организации РФ

 

Типы образовательных учреждений:

  • дошкольные
  • общеобразовательные
  • учреждения НПО, СПО, ВПО и послевузовские ПО
  • учреждения дополнительного образования взрослых
  • специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии
  • учреждения дополнительного образования
  • учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • учреждения дополнительного образования детей

 

Некоммерческие организации.

Основные черты:

  • некоммерческий статус
  • полное или частичное, вплоть до самофинансирования собственникам
  • наличие в оперативном управлении имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса и иной деятельности приносящей доходы
  • право заниматься деятельностью, приносящей доходы

 

Признаки:

  • отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности
  • не распределение полученной прибыли между участниками
  • осуществление предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующие этим целям

Учредителями некоммерческих организаций могут выступать физические и юридические лица.

Имущество некоммерческих организаций формируется из имущественных и членских взносов учредителей.

Некоммерческие организации несут полную ответственность по своим обязательствам.

Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствовать целям, для которых они созданы.

 

 

Автономия образовательных учреждений

Учебное заведение самостоятельно…

  • формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов)
  • формирует кадровый состав работников
  • реализует различные виды уставной деятельности
  • распоряжается доходами, полученными от общества самостоятельной деятельности
  • организует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем
  • учреждает организации различных типов
  • привлекателен для обеспечения своей деятельности, различные финансовые источники, за исключением переданных ресурсов
  • реализует производимую продукцию, результаты работы, оказывает услуги

Добавить комментарий