Экономика образования.

Экономика образования. Вводная лекция.

Основные проблемы:

  • доступность качественного образования
  • качество образования
  • эффективность использования ресурсов

Образование – совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация, иногда даже употребляется сокращение ЗУН).

Образование – обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т. е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков.

Экономика – совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе.

Экономика – народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства.

Экономика – отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Экономика – наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика образования – наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования и в частях сферы образования: в отрасли образование, в частности отрасли или сферы. Например, только в образовательных учреждениях общего образования.

 

Экономическая теория – наука о системах экономических отношений в обществе, отвечающих на вопросы:

  • что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения
  • как функционирует экономическая система, как взаимодействуют ее элементы в процессе функционирования и какое влияние оказывает на состояние системы принятие экономических решений
  • как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой.

Задача: выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств.

Предмет: специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделенных на эти цели.

Задачи экономики социальной сферы:

  • дать целостное представление о теоретических принципах организации, финансирования, хозяйствования в отраслях социальной сферы в условиях рыночной экономики
  • охарактеризовать специфику организации и экономического устройства в России и перспективы их реформирования в переходный период.

Признаки отрасли социальной сферы:

  • представляют блага в основном в форме услуг, предметом которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности
  • потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты, т. е. потребление услуг вызывает последствия не только для потребителя, но и для людей, не пользующимися этими услугами
  • деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок

 

Образовательная услуга.

Образовательные услуги —  система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.

Характерные черты:

  • нематериальность
  • неотделимость от субъекта, оказываемого услугу
  • возможность потребления услуги только в процессе ее оказания
  • неэффективность услуги и результат ее потребления

Капитал – система, возникающая при соединении и взаимодействии трех элементов: средств труда, предметов труда и рабочей силы (самого труда)

Особенности образовательной услуги как товара:

  • покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов
  • для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке
  • не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разгоняющего малые предприятия и ведущего к монополии
  • распределение доходов должно быть более или менее равномерным, поскольку от этого зависит суверенитет потребителя и устойчивость рыночной экономики.

Кто и сколько должен платить за образование:

  • если образование является общественным благом, то и платить за него должно общество, т. е. государство из своего бюджета
  • если образование является благом частным, то платить за него в полном объеме должны те люди, которые это образование получают
  • а если образование является частным и общественным благом одновременно (смешанным), то платить за него должны как частные лица, так и общество в некоторой пропорции, которую нужно каким-то образом определить.

К общественному благу относят товары и услуги, которые характеризуются следующими чертами:

  • предельные издержки предоставления индивидуальному потребителю равны нулю
  • потребление характеризуется значительными внешними эффектами, т. е. последствия потребления проявляются не сразу, вне сферы потребления данного товара (услуги), масштабы последствий могут существенно превышать потребление
  • предотвращение доступа к общественному благу дополнительных потребителей либо технически невозможно, либо требует запретительно высоких издержек

При осуществлении купли-продажи образовательной услуги:

  • отсутствует общепринятая и общепонятная терминология, позволяющая продавцу и одинаково понимать характеристики услуги и оценивать ее пользу
  • результат потребления услуги проявляется далеко не сразу и, возможно, не в ожидаемой степени.
  • отношения касаются не материального объекта, а невещественного взаимодействия
  • имеет место нормальное искажение информации

Добавить комментарий