Лекция 2. Предпосылки Петровских реформ.

 

Домашнее задание.

Доклады:

  1. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин
  2. Бенедикт Спиноза

 

Вопросы и задания к лекции.

  1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
  2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей царя Алексея Михайловича?
  3. Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?
  4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордина Нащокина «государственным человеком»?
  5. Выскажите свое мнение о деятельности государственных проектов князя В. В. Голицина. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
  6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформатской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

 

Изучаем документ

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О А. Л. ОРДИНЕ-НАЩОКИНЕ

Внимательное наблюдение за иноземными порядками и привычка сравнивать их с отечественными сделали Нащокина ревностным поклонником Западной Европы и жестким критикой российской жизни. Так он отрешился от национальной замкнутости и исключительности и выработал свое собственное политическое мышление: он первым провозгласил у нас правило, что «доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов». Однако тот же Нащокин говорил: «Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них».

  1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А. Л. Ордина-Нащокина? Ответ аргументируйте.
  2. К какому виду исторических источников можно отнести этот документ?

 

Думаем, сравниваем, размышляем.

  1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.
  2. Используя материалы лекции и интернета, оцените позицию В. В. Голицина относительно преимущества наемной армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.
  3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.
  4. Продолжите в тетради заполнение таблицы «Современники». Подчеркните имена, которые вам встречались ранее.

 

СЛОВАРЬ.

Реформы — преобразования, изменения, переустройство в той или иной сфере жизни общества.